18 января 1912 года. Последняя фотография экспедиции Скотта. Слева направо: Эдвард Уилсон, Генри Бауэрс, Эдгар Эванс, Роберт Скотт, Лоуренс Отс

Сто лет назад ученые уже составили весьма точные карты видимой части Луны, достаточно подробно описали рельеф Марса, а между тем на юге нашей собственной планеты оставалось огромное белое пятно. Никто не представлял себе, что это – материк, покрытый льдами, лед над морем или над группой островов, и что таится в центре этого огромного ледяного массива.

Страна Героев, Англия послала Роберта Скотта провести научные исследования и водрузить английский флаг над Южным полюсом. Представляется важным тот факт, что Скотт лично выбрал каждого члена экспедиции из восьми тысяч добровольцев.

Они шли на подвиг, и венцом их порыва стала героическая смерть полюсной партии. Пятеро не вернулись домой. Но они были на Полюсе!

Роберт Скотт

Сейчас ясны стратегические просчеты Скотта. Рацион следовало увеличить втрое по калорийности, нельзя было отказываться от собак – вот два единственных фактора, которые указали специалисты. Но эти упреки некому предъявить.

Скотт планировал свою кампанию исходя из таких соображений, которых мы сейчас не можем понять. О витаминах тогда еще не было известно, научного расчета калоража не было, напротив, именно в его экспедиции проводились исследования по соотношению жиров, белков и углеводов в питании во время антарктических походов. Отказ от собак как основного транспорта был, возможно, связан с чисто этическими идеями – при движении к полюсу собаки должны были есть собак. То, что Скотт привнес как альтернативу – моторные сани и маньчжурских пони – не сработало, увы. Лошади не потянули в условиях Антарктики. Один мотор затонул при выгрузке с судна, двое других прошли около 100 километров и вышли из строя. Если бы моторов было три, Скотт получил бы подброс провианта и топлива на большее расстояние и не погиб бы в 11 милях от склада. Если бы конструкция моторов была более удачной, то человеческих потерь, возможно, вообще не было бы.

Но экспедицию ждала полоса неудач. Экспедиционное судно, выделенное с учетом реального финансирования, оказалось ужасно перегруженным. Все члены экспедиции были постоянно привлечены к тяжелым работам с ручными насосами, парусами, погрузочным работам, помощью кочегарам у топок. Они начали выматываться еще в плавании, еще в тропиках.

Аномально крепкий лед задержал их при высадке и потребовал перерасхода угля. Аномально холодная погода подстерегала их при возвращении.

А главное – при их пайках и отсутствии другой тяги, кроме их собственных усилий, они были обречены на провал.

Это подтвердила и моделирующая их поход экспедиция 2006 года, реалити-шоу ВВС. Британскую группу сняли с маршрута на 91 день, при том, что сам Скотт провел в походе 144 дня.

Картина Дж. Ч. Доллмэна, изображающая смерть Оутса. 16 марта покинул палатку в снежный буран. «Оутс проспал предыдущую ночь, надеясь не проснуться, однако утром проснулся. Это было вчера. Была пурга. Он сказал: „Пойду пройдусь. Может быть, не скоро вернусь.“ Он вышел в метель,

И все же, они почти дошли. Роковые 11 миль стали известны Скотту задолго до того, как они в последний раз разбили свою палатку. За неделю до этого он записал в своем дневнике: «6х7=42». У них оставалось провианта на семь дней, и они проходили в сутки шесть миль. Напрягшись, они сделали рывок и прошли на следующий день не шесть, а семь миль. И Скотт пишет новую запись: «7х6=42», — дефицит сохранялся, но они все равно шли. Когда они разбили палатку в последний раз, их постигла последняя роковая неудача – встречная пурга девять дней не давала им шанса сделать и шага вперед.

Такого предельного выматывания всех сил, пожалуй, не найти в истории. Так выложиться, как выложились Скотт и его люди, не удастся, видимо, уже никому на Земле. Может быть, покорение Луны и Марса даст нечто подобное по длительности, драматичности и стойкости перед лицом голода, холода, отрезанности от мира, непосильного труда. И по мужеству перед лицом постоянных превратностей судьбы.

Скотт и его спутники вели дневники до последнего дня. Они расточали похвалы друг другу, а не упреки. Это относится ко всем членам экспедиции – и погибшим, и выжившим.

Скотт ведёт дневник. Мыс Эванса, зима 1911 года

Они ставили науку выше жизненного успеха. Они не свернули своих исследований ради «полюсной гонки». Они не берегли своих сил ради личного выживания.

Они до последнего дня тащили образцы минералов.

«Мы нашли все – записи, дневники и т.д. Среди вещей несколько фотопленок, метеорологический журнал, доведенный до 13 марта, и огромное, учитывая сложившиеся обстоятельства, количество геологических образцов. И они все сохранили.» Э. Черри-Гаррард. «Самое ужасное путешествие».

Что в подвиге Скотта поражает больше всего? Абсолютная взаимовыручка, отсутствие конфликтов, вежливость и полное соответствие идеалам английского джентльмена. Костяк команды составляли морские офицеры, не профессиональные полярники, некоторые шли к полюсу после службы в тропиках, без всякой предварительной акклиматизации. То же относится и к ученым. В целом, этот поход решали не мускулы, а воля и дух.

Воля и дух сделали больше, чем можно было ожидать.

На их кресте было написано: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

комментария 2 на “Сто лет подвигу сэра Роберта”

  1. on 26 Авг 2012 at 10:14 пп странник

    и всё равно это не реабилитирует соучастие, прямое соучастие Англии в убийстве русских офицеров проявляющих не меньшую стойкость Духа и Воли… и в годы войны и ещё более в подвале ЧК расстреливаемых за спасение для родины 250 судов — как «враг народа»! предателем и ставленником Англии по кличке Троцкий.

  2. on 27 Авг 2012 at 10:58 дп Алексей Кузьмин

    Это замечание не по теме.

    Скотт возглавлял научную экспедицию, финансирование было общественным, а не государственным, британская государственная система не слишком помогала, а иногда и мешала Скотту.

    Если бы экспедиция имела больший ресурс, то все сложилось бы иначе. Но Скотт преодолевал и эти препятствия во славу своей Родины, и он видел разницу между Родиной и бюрократами.

    Замечу, что среди членов экспедиции Скотта было двое представителей России: Дмитрий Гиреев (Гирев) и Антон Омельченко. Антон Омельченко изначально состоял при лошадях, и был нанят только до Австралии, но видя его несомненную пользу, Скотт пригласил его поработать до выгрузки на побережье Антарктиды, и остаться на зимовку. Дмитрий был каюром, занимался собаками, и обеспечивал реальный транспорт на шельфе. Он же принимал участие в и поисках тел погибших. Оба они были награждены наградами Англии, а Дмитрий еще и сидел за это потом в ОГПУ.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: